Системы контроля расхода топлива делятся на онлайновые и автономные (офлайновые). Разница существенная как в цене, так и в получаемых результатах. Автономные системы построены в основном на счетчиках топлива. Расходомеры имеют дисплей и внутреннюю батарею. Плюс такого решения заключается в его стоимости, так как нет необходимости установки ГЛОНАСС|GPS трекеров для передачи данных. Но минусы очевидны: отсутствие аналитики расхода топлива, невозможность оперативного вмешательства для предотвращения хищений ГСМ, а также сложность в вопросах доказательства вины не добросовестного водителя, как говорится: «не пойман, не вор». Мы считаем это полумерой в вопросе контроля расхода топлива в системах мониторинга транспорта.
В Краснодарском крае обилие сельскохозяйственных предприятий, в которых мониторинг и контроль расхода топлива является одной из ключевых задач в цифровизации внутренних процессов, вынуждает применять онлайновые системы.
Построение систем мониторинга в режиме реального времени происходит на основе датчиков уровня топлива или расходомеров, а зачастую и в совместной установке на одну единицу. Датчики уровня (ДУТ) или «линейки» позволяют измерять количество топлива в баках автомобиля, фиксировать заправки и хищения топлива. Расходомеры же измеряют объемы топлива, фактически потребляемые двигателями. Контроль расхода топлива автомобиля отличается от принципа контроля на тракторе. Если на автомобиле в 90% случаев можно обойтись без установки расходомеров, то на тракторах в приоритете рекомендуется установка счетчиков.
По нашему опыту не редко хищения происходят и на водном транспорте. Контроль расхода ГСМ на судах более сложный процесс. Необходим расчет протока топлива для подбора подходящих расходомеров, при этом монтаж оборудования в целом более сложная задача.
В Краснодаре в качестве оборудования мы выбрали глонасс трекера производства местного предприятия, одного из лидеров данной отрасли, не только в РФ, но и за пределами. Важным преимуществом этих трекеров является возможность подключать датчики для контроля топлива по беспроводной технологии BLE. Это исключает махинации с проводами и повышает надежность системы.