Совмещенный контроль топлива. Часть 1 – общая информация
Совмещенный контроль топлива позволяет получить максимальный результат в задаче контроля и учета расхода топлива автотранспортом. Реализуется путем использования одновременно 2х методов на 1 единице техники: проточного и уровневого метода, датчик уровня топлива и счетчик.
Схемы реализации
1. Установка врезного ДУТ в бак и счетчика топлива в топливную магистраль
2. Подключение к CAN шине(борт компьютеру) автомобиля, в которой есть данные по расходу топлива совместно с показаниями датчика уровня топлива в баке
3. Подключение к CAN шине автомобиля(борт компьютеру), в которой есть данные расхода топлива и установка врезного ДУТ в бак
4. Подключение к CAN шине автомобиля(борт компьютеру), в которой есть данные расхода топлива и подключение штатного ДУТ бака
При таком исполнении два метода работают независимо друг от друга и по разному принципу. Тем самым, мы получаем 2 результата на 1 автомобиле и если показания количества израсходованного топлива каждого метода равны, то с уверенностью можно утверждать, что воровства не было. Если же есть расхождения в показаниях, то необходимо анализировать и искать причину расхождений, т.е. искать способ воровства топлива. Наша система спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта позволяет формировать отчеты по топливу с использованием сравнительных графиков по каждому из способов контроля.
Ниже представлен отчет по топливу с использованием совмещенного метода контроля топлива. Было зафиксировано воровство топлива, разберем случай подробно по отмеченным пунктам.
п. 1. Выделено красным. Видим, что общее количество израсходованного топлива за выбранный период зафиксированного счетчиком равно 542,6 литра, а по датчику уровня в баке(ДУТ) составляет 544 литра. Пробег при этом составил 1193,7 км. Разница показаний по топливу 2х независимых систем составила 1.4 литра, что около 0,2 %. Считаем, что при пробеге в 1193,7 км данная разница не имеет никакого значения и система 100% работоспособна.
п.2. Выделено зеленым. Датчик уровня топлива(ДУТ) зафиксировал две заправки и 1 слив топлива. Информация отображается в табличной форме и на графике. Необходимо убедится, что слив действительно был.
п. 3. Выделено синим. Сравнительный график расхода топлива по показаниям 2х методов. На графике видно, что до момента слива, данные полученные по уровневому методу(ДУТ, кривая обозначенная зеленым цветом) и с помощью счетчика(кривая выделенная красным цветом) совпадали. Отсутствие отклонений данных графиков, до определенного момента говорит о честной работе водителя. После слива видим расхождение 2х графиков, соответственно можно утверждать, что зафиксировано отклонение данных от счетчика и ДУТ. Этот факт подтверждает воровство.
Важно! Совмещенным способом контроля топлива можно выявлять так называемые «медленные сливы» и сливы небольшого количества топлива. В примере выше рассмотрен явный слив большого количества топлива, но часто бывает когда водитель сливает маленькими объемами в течении всей смены и заметить такие сливы, а тем более зафиксировать автоматически крайне сложно. Если водитель будет осуществлять отбор топлива не резко, а очень медленно, а такие способы есть, любой водитель их знает(мы не будем в данной статье их освещать), данный факт воровства может быть засчитан как повышенный расход автомобиля. Зафиксировать такие сливы только датчиком уровня топлива в большинстве случаев не реально, а вот при совмещенном контроле будет видно отклонение графиков и разницу в показаниях 2х систем, что позволит своевременно принять меры.
Примеры отчетов различных схем реализации совмещенного метода.
КАМАЗ. Счетчик CAN шина и штатный ДУТ. В данном примере мы хотим показать работу штатного ДУТ
Достичь таких результатов показаний штатного ДУТ не всегда получается, тем не менее такие примеры есть. По отчету видим, что данные от штатного ДУТ и счетчика совпадают.
Грейдер John Deere 672G. Счетчик и уровень по показаниям CAN.
Данные расхода и показания уровня топлива получены с помощью подключения к CAN шине транспортного средства.